НашЛось, что сказать...

Интересная информация


Мора — единица измерения количества стопы,
самая малая единица счёта времени в стихе.

За мору принимается
время, требуемое для произнесения краткого слога;
при этом считается, что длительность долгого слога составляет две моры.


★  Главная  ►  Искусство  ►  Литература  ►  Стихосложение

Стихосложение

Стихосложение (или версификация) - от лат. versus — стих и facio — делаю.

Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип.

 

Терминология

Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).

Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.

Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.

(В. Маяковский - 1917)

Четверостишие — строфическое образование из четырех стихов.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)

Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха.


Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).



Стопа - группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.

Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб ...);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль ...).

Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).

 

Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы:
  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая

(фиксируется число слогов)
Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский - Описание грозы)
2. Тоническая

(фиксируется число ударений)
Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.
(В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)
3. Силлабо-тоническая

(фиксируется число слогов и количество ударных позиций)
Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов - Мцыри)

 

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.

Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:
  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

 

Условные обозначения

__/ - ударный слог __ - безударный слог

 

Стихотворные размеры

(в силлабо-тонической системе стихосложения)

 

  1. Двусложные стихотворные размеры:

    __/__ - стопа Хорея

    Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

    Для запоминания:
    Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи,
    На хорей они летят

     


    __ __/ - стопа Ямба

    Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.

     

  2. Трехсложные стихотворные размеры:

    __/__ __ - стопа Дактиля

    Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:
    Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

     


    __ __/__ - стопа Амфибрахия

    Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.


    __ __ __/ - стопа Анапеста

    Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

     

    Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА.
    ДАМА расшифровывается так:
       Д     - дактиль - ударение на первый слог,
      АМ  - амфибрахий - ударение на второй слог,
      А     - анапест - ударение ударение на третий слог.

Примеры

Стихотворение
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихотворный размер

Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;
__/ __   __/ __     __ __ __/

(А.С. Пушкин)

 

Разбор:
  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__
Пример пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу;
__  __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т;
   ___   ___   __/   ____   __/  ___   __/   _____   __/

НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу,
___   ___   __/ ___ __/ __  __/   ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ю гОвори́т.
__ __ __/  _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__
Пример трехстопного хорея:
Ла́сточкИ пропа́ли,
__/    __   __   __  __/ __

А вчера́ заре́й
__/  __ __/ __ __/

Всё грачи́ лета́ли
  __/  __  __/ __ __/ __

Да, как се́ть, мелька́ли
 __/   __   __/          __    __/ __

Во́н над то́й горо́й.
__/    __   __/     __  __/

(А. Фет)

Хорей

__/__
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
 __   __/  __ __/ __  __/     __      __/   __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,
__   __/  __    __/ __   __  __  __/ 

Он Уважа́ть себя́ заста́вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И лу́чше вы́думАть не мо́г.
__ __/ __    __/ __   __  __  __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/
Пример четырехстопного ямба:
Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье
__ __/  __   __/ __  __  __  __/ __

ПерЕдо мно́й яви́лась ты́
__ __ __    __/ __  __/ __   __/ 

Как мИмоле́тноЕ виде́нье
   __   __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как ге́ний чи́стой крАсоты́
 __  __/ __    __/   __       __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,
__ __/ __ __  __    __/ __ __/  __   __/  __

Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть…
 __   __/  __ __   __   __/    __    __    __   __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т,
 __  __   __   __/   __  __/ __ __/ __ __/

Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й
 __ __/ __  __/     __    __/   __ __/   __    __/ 

Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т
 __  __   __   __/   __  __/ __ __/     __    __/ 

Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й.
 __  __  __ __/    __  __/   __   __/      __  __/  

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

Ямб

__ __/
Пример трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́л - не хочу́
__/     __    __  __/      __      __  __/  

На́  суетли́вую  не́жность
__/ __ __ __/ __ __ __/  __  

Я́ променя́ть безнаде́жность
__/  __  __ __/    __   __ __/  __  

И́, замыка́ясь, молчу́.
__/ __ __ __/   __    __  __/ 

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!
__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/   __  __

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…
__/   __    __   __/  __  __ __/  __     __    __/   __  __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный
__/  __   __ __/ __    ___  __/   __     __    __/  __

Во́здух уста́лые си́лы бодри́т…
__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __
Пример трёхстопного амфибрахия:
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
__  __/   __  __  __/ __  __   __/  __

Не с го́р побежа́ли ручьи́ -
 __    __/     __   __  __/ __ __  __/   

Моро́з-воево́да дозо́ром
__ __/  __  __ __/ __ __ __/ __

Обхо́дит владе́нья свои́.
__  __/   __  __  __/   __  __  __/   

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример четырехстопного амфибрахия:
Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́
__ __/ __  __ __/ __       ___  __/  ___  __ __/

Бое́ц, не люби́вший поко́я.
__ __/    __  __  __/   ___   __  __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях
 __     ___/    __    __     __/     ___   __   __/    ___ 

С споко́йною ва́жностью ли́ц,
   ___   ___/    __ __  __/   ___   __   __/  

С краси́вою си́лой в движе́ньях,
   ___  ___/ __ __ __/  ___     __   __/     __ 

С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.
    __   __/    __      ___     ___/     ___  __ __/  

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Средь шу́много ба́ла случа́йно,
     __     ___/      __  __  __/ __   __ __/   __

В трево́ге мирско́й суеты́,
       __  __/  __  __   __/      __ __ __/

Тебя́ я уви́дел, но та́йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/     __

Твои́ покрыва́ла черты́.
__ __/ __    __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/ __

Без конца́ и без кра́ю мечта́!
  __    __   __/    __   __    __/ __ __ __/

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
__ __ __/ __ __ __/              __   __  __/ __

И приве́тствую зво́ном щита́!
__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Рокова́я  о  ги́бели  ве́сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Поруга́ние  сча́стия  е́сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни,
__  __  __/  __   __   __/ __ __ __/ __

Одино́кая жи́знь не мила́,
__ __ __/ __ __ __/     __ __ __/

Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни,
 __    __    __/  __   __   __/ __ __ __/ __

В каждый гво́здик души́стой сире́ни,
       __       __       __/  __   __   __/     __  __  __/ __

Распева́я, вполза́ет пчела́.
  __ __ __/ __   __   __/  __  __  __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/
Пример (разностопный размер)
поочерёдно дактиль, амфибрахий и анапест:

Во́все не сло́жные
__/   __   __  __/     __ __
/дактиль/

Разме́ры трёхсло́жные,
__   __/    __    __    __/   __  __
  /амфибрахий/

Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст.
   __  __  __/  __  __  __/        __          __     __/      
/анапест/

Да́ктиль - он пе́рвый,
__/     __          __  __/    __      
/дактиль/

Второ́й - амфибра́хий,
    __   __/    __    __    __/   __  
/амфибрахий/

Ну а тре́тий уже анапе́ст!
__  __  __/  __  __ __/ __ __ __/   
/анапест/

     (В.В. Онуфриев)

 

Дактиль

__/__ __

Амфибрахий

__ __/__

Анапест

__ __ __/


Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

    б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

 

 

Поделиться: