НашЛось, что сказать...

Интересная информация


Дата Пасхи:








Место для Рекламы

Праздники православия ☦


Воскресение Христово (Пасха)

 

Пасха, Воскресение Христово, Светлое Христово Воскресение - древнейший и самый важный христианский праздник.

Праздник Пасха установлен в честь Воскресения Иисуса Христа - центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения.

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

Дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

 

Библейское повествование Воскресение Иисуса Христа

По древнему иудейскому преданию Мессия — Царь Израилев должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя.
  1. Великий четверг (Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток)
    — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Святое Причастие) и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

    С Великого Четверга начинаются приготовления к Пасхе. Верующим необходимо прийти в храмы, исповедаться и причаститься. В доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться — символически очиститься от грехов и суеты.
  2. Страстная Пятница
    — по традиции перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый старейшинами, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчеркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казненных. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя (ср. пасхальный агнец должен быть съеден до начала следующего дня). Возле гроба находятся Мария Магдалина и «другая Мария».
  3. Великая Суббота
    — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своем воскресении на третий день, просят Пилата поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мертвых. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Первосвященники пошли и поставили у гроба своих воинов, и опечатали гроб.
  4. Воскресение Христово (Пасха) (первый день после субботы)
    — после субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на гроб сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет гроб, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Мария Магдалина, пришедшая ко гробу ранее всех, возвращается и сообщает апостолам Петру и Иоанну, что тело Учителя унесли. Петр и Иоанн спешат ко гробу. Первый подбегает Иоанн, но не решаясь войти, видит в гробе только пелены. Петр же сразу входит в гробницу и замечает, что сударь, повитый вокруг головы, лежит не с ризами, но особо. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Христа. Петр же «отъиде, в себе дивяся бывшему».
    Стража сообщила происшедшее первосвященникам. Первосвященники же дали им много денег, чтобы те говорили, что ночью, когда они спали, ученики Иисуса украли Его. Воины так и поступили, как научены были.

    • После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина. Ей являются два ангела, а потом и Христос, которого она сперва приняла за садовника. Христос говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, а возвратилась, сказав остальным, что Он восходит к Отцу и Богу.
    • Мария возвращаясь с Благовестием к ученикам, встречает другую Марию. Христос является женам второй раз, вновь повелевая сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили.

      Пасха
      Мария Магдалина рассказывает апостолам
      об явлении ей Христа и его воскрешении
      Мария Магдалина рассказывает апостолам об явлении ей Христа и его воскрешении.
      Миниатюра из псалтыри св. Олбана, 1120-е гг..

    • Путник, явившийся Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, расспрашивает их о событиях в Иерусалиме и толкует Писание, что Христу подобает воскреснуть. Ученики узнают Его только вечером, когда Христос преломляет хлебы, после чего мгновенно исчезает. Они тотчас возвращаются в Иерусалим, сообщая об этом апостолам, которые не поверили.
    • Бывшие там же другие ученики говорили, что Иисус явился и Симону.
    • В момент этого обсуждения, Христос является ученикам, кроме Фомы, сквозь запертые двери (из-за боязни иудеев). Ученики же подумали, что это лишь дух Иисуса. Тогда, подтверждая свою телесность, Иисус вкушает печёную рыбу и мед.
  5. Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворенную дверь. Говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».
  6. В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также ещё более чем пятистам человекам.
  7. На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.
  8. На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

 

Как отметить Пасху?

Пасха завершает собой Великий пост, предполагающий для истинно верующих людей подготовку к Христову Воскресению. Не всем удается соблюдать пост как подобает, но все-таки лучше свести к минимуму мясо, рыбу, молоко и яйца на столе хотя бы в последние дни перед праздником — в Страстную седмицу. Стоит отвлечься от пустой суеты, от негативных мыслей и подумать о вечных ценностях.

Чтобы снять грехи с души, православные на Руси в эти дни особенно истово стремились творить добро по отношению к ближним, поддерживали страждущих и обездоленных.

По российской традиции, непосредственная подготовка к празднованию Воскресения Христова начинается с Великого, или Чистого четверга. В этот день православные стараются причаститься. До 1917 года большинство православных в России причащалось один раз в год, только в Великий четверг, и по сей день такое причащение остается совершенно особенным.

В Чистый четверг испокон веков мыли полы, чистили посуду, стирали занавески, во всем доме наводили идеальный порядок, и до восхода солнца нужно было обязательно искупаться. Именно в этот день, по преданию, состоялась всем известная Тайная Вечеря. Иисус участвовал в судьбоносной трапезе — застолье — вместе со своими учениками и апостолами.

В четверг начинают готовить праздничный стол — красят и расписывают яйца, замешивают тесто для сдобных воздушных куличей, готовят пасхи из творога. Куличи пекут в большом количестве, потому что именно они и яйца-крашенки — традиционные подарки на Пасху всем друзьям, родным и знакомым. Расписные разноцветные яички красиво выкладываются на огромное блюдо.

Традиция дарить друг другу крашеные яйца идет от Марии Магдалины.
Она поднесла императору Тиберию яйцо как символ Христова Воскресения. Император не поверил Марии — сказал, что мертвые не воскресают, как яйцо не становится из белого красным. И тут же подаренное яичко само окрасилось в ярко-красный цвет…

Кушаний к воскресенью исстари готовилось великое множество — в том числе мясных и рыбных. Традиционными были особый барашек из сладкого теста с добавлением сливочного масла, утка или гусь, запеченные с яблоками, буженина, студень, пироги.

Чистый четверг по традиции полностью посвящался подготовке к празднику и украшению дома.

В предпасхальную неделю в православной традиции требования Великого поста постепенно ужесточаются, достигая апогея к Великой (Страстной) пятнице. Это один из самых скорбных дней для всех православных.

Страстная пятница — день, когда, согласно Библии, был распят на кресте Иисус Христос.
В этот день верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса, приход его в город Иерусалим, казнь и чудесное воскрешение через три дня. В пятницу постящиеся вообще не принимают пищу, дожидаясь выноса из церкви плащаницы — ткани, в которую было обернуто тело Иисуса Христа, свидетельствующей о том, что искупление грехов человеческих свершилось.

В этот день лучше никаких серьезных дел не затевать, ничего не предпринимать, и выпечку куличей в том числе.

В Великую субботу в храм приносят в корзинках для освящения приготовленные куличи, творожные пасхи и яйца. Торжественное богослужение — литургия — продолжатся всю ночь. Самое красивое действо — пасхальная полунощница, впечатляет крестный ход вокруг церкви с зажженными свечами, дарит радость утренняя служба (заутреня). Естественно, далеко не все могут провести на службе всю ночь, однако зайти в церковь в этот день стоит обязательно — в любое время, можно и днем.

После возвращения из церкви, утром в воскресенье, накрывают щедрый пасхальный праздничный стол для разговления — на красивую скатерть выставляется весь радующий душу запас приготовленных заранее скоромных (непостных) блюд и освященных в храме продуктов.

Однако празднование Пасхи в этот день не завершается.
Следующие шесть дней считаются такими же значимыми, как воскресный.
Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней и по правилам вы можете поприветствовать друг друга словами «Христос воскресе!» и услышать в ответ: «Воистину воскресе!»

 

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ,
И сущим во гробех живот даровав,
И нам дарова живот вечный,
поклоняемся Его тридневному Воскресению.

 

 

Фотогалерея

Пасха
Сошествие во ад
(икона Андрея Рублёва, 1408—1410 годы)
Сошествие во ад
Икона Андрея Рублёва
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Явление Христа Марии Магдалине
«Воскрешение».
(«Тршебоньский алтарь», 1380—1390 г.)
Выполнео анонимным богемским (чешским) мастером,
называемым Мастер Тршебоньского алтаря.
«Воскрешение».
«Тршебоньский алтарь», 1380—1390 г.
Алтарь был написан для храма Святого Ильи и Царицы Девы Марии монастыря в Тршебоне на юге Чехии.
Явление Христа Марии Магдалине
Явление Христа Марии Магдалине
после воскресения.
(А.А. Иванов, 1835 г.)
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.
Александр Андреевич Иванов.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 1835 г.
Явление Христа Марии Магдалине
Явление Христа народу
(Явление Мессии).
(А.А. Иванов, 1837—1857 г.)
Явление Христа народу (Явление Мессии).
Александр Андреевич Иванов.
Третьяковская галерея, Москва. 1837—1857 г.
Иванов
Серебрянная монета Банка России
А.А. Иванов
Монета Банка России, серебро, 3 руб., диаметр 39 мм, 1994 г.
Иванов
Портрет А.А. Иванова на фоне фрагмента его
картины "Явление Христа народу"(Явление Мессии):
слева - Иоан Креститель, на втором плане справа - Иисус Христос,
ниже - палитра с кистями, по окружности
надписи: вверху - "РОССИЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА",
внизу - "А. ИВАНОВ".
Александр Андреевич Иванов.

 

 

Поделиться:

 

    Страницы:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  •  . . . 
  • 24